Глава 3. О свободе и войне

-То, о чем ты сейчас говоришь, это норма. Это – правильно. И здесь никто из присутствующих не станет возражать тебе, сказав эти слова Павел ненадолго задумался.

— Тем не менее, никто не против, если я попытаюсь вернуться к рассказу о движении «хиппи».

Девушки переглянулись, а Инга просто одобряюще промолчала.

Павел, воодушевленно вздохнув, продолжил свой рассказ:

-Первоначально хиппи возникли как молодежное свободное движение в США. Я знаю, что на данный момент существует несколько точек зрения по этому вопросу. Но для меня наиважнейшим является то, что его становление совпало с началом войны во Вьетнаме. И хиппи это были те люди, которые боролись против военных действий, не желая идти на эту бесполезную, по их мнению, войну. Это была война, что проходила в другом измерении. Где находится Вьетнам, а где США? Это разные полушария планеты Земля. И вполне закономерным является вопрос: « А почему я или же мои товарищи должны гибнуть ради чьих-то чужих интересов?

Именно хиппи, будучи в большинстве своем студентами либо американских университетов, либо колледжей и одновременно являясь потенциальными призывниками, первыми начали организовывать выступления против мобилизации во Вьетнам. То есть, лично для меня основа этого движения – это свобода против смерти на войне.

Инга внимательно смотрела на Павла. Было понятно, что она одновременно и разделяет его точку зрения, и в то же время не отрицает и иного отношения к этому вопросу. Но пока не высказывает своих убеждений.

-Паша, ты рассматриваешь проблему поверхностно, – заключила ход своих размышлений Инга.

— Ин, я могу продолжить дальше. Пожалуйста…- Павел вздохнул с нарастающим напряжением, и, тем не менее, продолжил повествование:

-Кроме того, не только молодежь и потенциальные призывники выступали против военных действий во Вьетнаме. Многие люди тогда выходили на улицы американских городов, протестуя против политики правящих кругов.

-Паша, помоги мне разъяснить некоторые непонятные моменты,- остановила его повествование Лека.- США – это демократическая страна. Почему тогда протесты мирных жителей являлись для властей проблемой?

— Даже если власть и выборная, то не стоит забывать о том что в предвыборную компанию будущие представители власти для того чтобы попасть на заветные должности, будут провозглашать самые популярные лозунги. В том числе и о демократии. И о том, насколько мнение выборного электората для них важно и, что именно этим они будут руководствоваться в своей политической деятельности. В свое время был принят даже акт «О свободе информации» в США. И даже это не мешало федеральному правительству противостоять мирным демонстрациям. Потому что эти мирные марши были фактом оппозиции правящей политике. В то время словом хиппи стали называть даже ветеранов вьетнамской войны и их матерей, преподавателей, просто студентов, музыкантов, художников и общественных активистов. Тогда властями было заявлено, что все эти люди не являются истинными американцами, их мнение необходимо игнорировать. И это было очень выгодно, поскольку в этом случае применение силы при подавлении мирных демонстраций было полностью оправдано. Мирные марши приравнивались к незаконным действиям и, соответственно, их необходимо было пресекать.
— Паша, ты сейчас затронул очень важную тему. Это тема уже немного идет в разрез с объяснениями о молодежном движении хиппи. Это тема о войне. Я в принципе, немного знаю об этих военных действиях во Вьетнаме. Но с точки зрения оказания военной помощи со стороны Советского Союза. Она заключалась в помощи отражения ударов со стороны воздушной авиации, вот это и было основным. Для этого использовались зенитно-ракетные комплексы. Хотя во времена Вьетнамской войны в СССР было распространено большое количество мифов о том, что по вьетнамским джунглям бродят русские парни с автоматами Калашникова и наводят ужас на американских бойцов. Что по просторам вьетнамского неба летают советские асы в советских самолетах МИГах, но под вьетнамскими именами. О том, как во время воздушных боев с американскими самолетами «фантомами» эти товарищи отчаянно бранятся, самыми что ни на есть русскими выражениями. Есть даже такая песня — «Фантом» про воздушный бой русского летчика с американским пилотом. — Лека, а откуда ты вообще знаешь такие подробности? – удивленно спросил ее Паша.- Да так, знаю… Просто, когда разговор идет о совести, не думать и не давать оценку войне – не представляется мне возможным. А, кроме того, мой отец – военный офицер и все что касается армейской жизни для меня близко и понятно.

A napalm strike erupts in a fireball near U.S. troops on patrol in South Vietnam, 1966 during the Vietnam War. (AP Photo)Но необходимо вернуться к теме с позиции американских воинов и американской молодежи. Война сама по себе зло. А Вьетнамская война была длительной и обескровливающей. Длилась она с 1957 года по 1975 год. Американское полномасштабное вмешательство продолжалось с 1965 года по 1973 год. И количество погибших было огромным. Погибло, пропало без вести, умерло от ран и болезней около 60 тысяч человек; ранено – около 303 тысяч человек. Считается, что количество ветеранов вьетнамской войны, покончивших жизнь самоубийством после демобилизации больше чем погибших на самой войне. Что касается потерь с вьетнамской стороны, то эти цифры измеряются миллионами. И со стороны Южного и со стороны Северного Вьетнама. Это до 1.5 миллионов погибших военнослужащих и партизан и около 2 миллионов погибшего мирного населения.