Глава 3. О свободе и войне

Жизнь – вообще понятие непростое и сложное. А то, что касается войны и мира- это категории зла и добра. И здесь нужно всегда помнить о том, что было изначально. Но это уже относится к иным понятиям. И как существует извечный антагонизм между добром и злом, светом и тьмой так существует понятие о здоровье и болезнях духа. Ненависть – вот то, о чем я сейчас пытаюсь вам сказать. Именно это является одним из движущих сил войны. Для каждого человека в отдельности и для всего человечества. Вся история сопровождается войнами. Причина этой ненависти, как и зла в человеке вообще, — злоупотребление богоданной свободой.

— Да, Инга, я с тобой полностью согласна. Даже в Евангелие об этом написано, что из сердца исходят все злые помыслы: убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – поделилась своим мнением Лека.

Так вот, есть в Ветхом Завете заповедь: «Не убий». А кто–нибудь может мне рассказать хоть об одной войне без убийства и кровопролития?

Да такое невозможно априори, возмутилась Татьяна.

— Кстати, во всех древних религиях, — включился в разговор Павел, — кровь считается носителем жизни и имеет священный характер. Кровь – это жизнь.

Инга продолжала свой рассказ:

Кровопролитие – это грех. Кровь – оскверняет землю. Об этом говорит Священное Писание. Там же возможно найти и предостережение тем, кто обращается к насилию. «Земля не иначе очищается от пролитой крови, как кровью пролившего ее».

В другой интерпретации это звучит как: «Кто к нам с мечем придет, тот от меча и погибнет» — вспомнила древнюю истину Татьяна.

Павел возмущенно начал отвечать явно религиозным взглядам, которые стали приводить ему как доводы:

Инга, ты понимаешь, что эти выдержки из Священного писания относятся к христианам. Да и вообще, то о чем ты сейчас говоришь, это сугубо церковные истины и для обычных наших сограждан и современников не всегда действенные и применимые, — ответил ей Павел.

— Возможно, для кого-то это и будет истиной, чтобы оправдать зло, убийство и кровопролитие. Но я искала лично для себя ответ на вопрос, что же такое война и как быть, если оказываешься вовлеченным в этот ужас. И эти истины были обнаружены мною именно в Священном Писании, Евангелие и тех книгах, которые интерпретируют и объясняют, то, что написано в книгах для тех, кто сам пытается найти ответ на вопросы: «Почему? За что?» Вспышкой в сознании и ответной реакцией Татьяны на эти слова был недавно услышанный из уст Павла вопрос целого поколения американского студенчества и молодежи: -Зачем? Зачем убивать мирных людей, выражающих свое мнение, направленное против военных действий?

— Могут быть разные народы, существование возможно в различные эпохи. Но общечеловеческие вопросы остаются одними теми же. Наверное, именно поэтому многие религии пересекаются по основным сущностным понятиям и вопросам.

Инга не отводила пристального взгляда от Павла. Возможно, что, хотя бы в этот раз их взгляды совпадут…

— Хочу сказать, что для меня многие вопросы были решены, когда я поняла, что религия может ответить на любой из них. В христианстве Церковь – связана с миром по своей человеческой природе. Но она же и не от мира сего, так же, как Христос. Она служит во имя спасения человека, человечества и всего мира. И то, что касается военной доктрины, в церковных писаниях комментируется таким образом, что война – это действительно зло. Но когда речь идет о защите ближних и восстановлении справедливости, то война признается хотя и нежелательным, но вынужденным средством. Ведь все знают древний афоризм: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

— Инга, ты говоришь сейчас об оборонительной войне, и поэтому с тобой невозможно не согласится, — Павел перебил ход размышлений Инги

wallpaper-831613 (1)— Но, ведь войны бывают и захватнические, и в том числе и империалистические. И, в конце концов, мировые. А бывают войны и по спорным территориям, и гражданские войны. И ты прав, очень сложно отличить агрессивную войну от оборонительной. Это черезвычайно тонкая грань, особенно когда мотивацией военных действий является защита населения или народа, который является жертвой агрессии. А еще одним из явных признаков, по которому судят о справедливости воюющих – это методы ведения войны, отношение к пленным и мирному населению противника, особенно детям, женщинам и старикам.
— А кто может точно ответить на вопрос кто в конкретной ситуации жертва, а кто агрессор, – вступил в обсуждение Павел.

— Например, в обсуждаемой нами Вьетнамской войне с точки зрения свободы Южного Вьетнама агрессором будет являться Северо- вьетнамское войско вместе с его союзническими войсками. А конкретно, вместе с малочисленными, но все таки присутствовавшими там контингентом СССР. Если рассматривать точку зрения Северного Вьетнама, то агрессором будут уже войска Южного Вьетнама вместе с Американскими войсками. Если же разбираться в рамках границ различных государств, то все в мире подвержено изменению. Допустим, была граница между двумя державами (если конкретно говорить о Вьетнаме) по 17 параллели. Это — начиная с 1956 года. А до этого – граница была иная. И что же, получается, брат должен убить брата только за то, что он пересекает совсем недавно непонятно кем установленную границу. Или, допустим, Гитлер в 1938 году по Мюнхенскому соглашению аннексировал Судетскую область, которая входила в состав Чехословакии на том основании, что на этой территории проживает большое число немецкого населения. И кто в этой ситуации является агрессором, а кто жертвой, вопрос двоякий. Получается, что все условно. Решающая роль принадлежит средствам массовой информации, которая согласно неким политическим и финансовым интересам будет направлять общественное мнение в нужное русло восприятия информации.