Глава 9. На грани

— Ты знаешь, когда-то я задала этот вопрос священнику. Или как ты раньше, много лет тому назад выражался – духовному наставнику. И он сказал одну замечательную истину: « Мне бы так хотелось, чтобы спаслись все».

Потом я стала понимать: Христос дает верующим жизнь после смерти через веру. Веру в него, в Бога Отца и в Духа Святого.

— Это ты имеешь в виду догмат о Троице. Бог един в трех лицах.

— Да. Именно так. Жизнь после смерти дает свобода от греха. Та самая свобода, о которой мы когда-то так много говорили. Освободить человека от греха может только Бог, при условии, что человек борется с этим грехом. И эта свобода наступает при выполнении Заповедей. Одна из Заповедей – Суббота Господу Богу твоему. Это день, когда человек пытается хоть как-то освободиться от дел и посвятить Богу, а значит – своей душе, в которой совесть – глас Божий.

Истину найти можно там. В Слове Божием. Это Евангелие. Это Закон Божий. Это церковные предания Святых Отцов. Именно там и можно найти свидетельства о том, что сам Христос заповедовал всем, кто верует в него и хочет «не умереть, но идти в жизнь вечную» пить из чаши Нового Завета, в которую он преложил вино и хлеб. Именно церковные предания содержат в себе все об истинности Причастия и о Благодати, которая есть в человеке, причащающимся Святых Даров. Именно Причастие и молитвы погашают в человеке действие страстей, которые суть есть основа греха. И, когда человек вот так вот борется с грехом, то у него есть надежда. Надежда на то, что он проживет достойную жизнь, и будет поступать с другим так, как хотел бы, чтобы поступили с ним. Будет делать Добро.

— Это конечно замечательно,- резко ответил Павел. – Только все – таки, исходя из этих формулировок, обратим внимание вот на что: значит, все кто по каким-либо причинам не состояли в Православной конфессии – все сгорят в аду? А если это были люди, которые живут, например, в Индии и для них просто нормально и органично верить в Будду. Или католики? Неужели же их души просто погибнут после смерти?

Вот, понимаешь, Инга, все это для меня всегда было большим вопросом.

— Тут дело вот в чем. Религия – это общественное проявление духовности народа или даже многих народов– Если попытаться разобраться в каждом представителе этого народа, в каждом человеке…. И пусть кто-то назовет такового иноверцем, я бы так никогда не сказала…. Для меня важен сам человек, какой бы он ни был национальности…

Так вот, я продолжу…. Дух контролирует в человеке и душевные, и телесные проявления. В каждом человеке присутствует агрессия – без этого нет человека. Просто существует такое понятие как преобразование этой энергии агрессии в нечто другое. Например, в производительную или творческую деятельность. Этот процесс называется сублимацией. Человек просто может проявлять это в сравнительном богословии. Например, представители различных религиозных направлений могут все свои различия между разными народами и конфессиями определять в религиозных обсуждениях. Если они это делают, то это происходит на уровне духовного общения и здесь количество конфликтов можно сводить к минимуму. Можно привести и противоположный пример, про конфликты, проходящие на другом уровне: встреча футбольных фанатов различных клубов, когда агрессия проявляет себя в откровенном противостоянии в виде драк, где нет места понятию духа.

Если посмотреть на это более крупных масштабах, то идея диалога между представителями разных конфессий – очень даже оправдана.

— Если я не ошибаюсь, Инга, то мы сейчас начинаем говорить на тему экуменизма.

Татьяна уверенным голосом произнесла:

— Экуменизм для меня означает сближение различных религий. И я считаю, что само по себе это понятие имеет право быть признанным. Тем более, что это может стать выходом из межрелигиозных конфликтов.

Павел слегка стиснул губы и прищурил глаза, словно пытаясь собраться для того, чтобы лучше выразить свою мысль. После этого, не спеша и с расстановкой он продолжил тему:

— Может быть, теоретически это и верно. Но если постараться заглянуть вглубь истории и проследить, насколько вообще возможен такой диалог, я имею в виду межконфессиональный, то я вообще могу сам для себя сделать такой вывод, что все намного печальнее.

Вообще, существует такое понятие как цивилизации. Например, Западная цивилизация. Или же как другой вариант – Китайская цивилизация. Существует Исламская цивилизация. И когда они находятся в некоем равновесии, то это возможно назвать определенным порядком.

Для Западной цивилизации характерно то, что она представлена народами Западной Европы, которые на определенном этапе своего развития стали различными по межконфессиональным принадлежностям. И в семнадцатом веке разразилась Тридцатилетняя война, в первопричинах которой были именно религиозные распри. Это был период, когда католическое вероисповедование находилось в противостоянии с кальвинизмом и протестантизмом. Завершилась она заключением Вестфальского мира, который построен по принципу своему на равновесии власти независимо существующих от друга государств, не вмешивающихся в дела друг друга.