Глава 9. На грани

Но с тех пор прошло около 400 лет и теперь война с ярко религиозной окраской (по крайней мере, между христианскими конфессиями) маловероятна. Даже в те времена религиозные мотивации смешивались с политическими, и за ярко выраженными теологическими мотивами можно было проследить простые переделы территорий и того, что эти территории могли бы предоставить потом их новым владельцам.

Китайская цивилизация была построена по своим принципам. Принципам иерархии, где вся власть подчинена императору. Все остальные народы разделялись по принципу развития. Борьбу за господство Китайская цивилизация прекратила приблизительно в 15 веке, в Эпоху Географических открытий.

Россия стала одним из решающих политических лидеров после побед над наполеоновской армией, играла решающую роль на Венском Конгрессе. Тогда государства Европы вынуждены были создавать противовесы для мирного сосуществования с Россией.

США стали оказывать определенное влияние на порядок в Европе начиная с Первой Мировой Войны, а уже после окончания Второй Мировой войны, вследствие истощения сил европейских государств, штаты стали основой Нового мирового порядка.

— Павел, так о чем ты говоришь: о политических взаимодействиях между различными народами и цивилизациями…. Или ты говоришь о том, что такое мировой порядок…. Или же ты хочешь нам рассказать об экуменизме?

— Понимаешь, Инга, я в свое время долго пытался разобраться в понятии свобода и искал сначала ее в неформальных движениях.

— Хиппи – дети Солнца – с отдаленной грустью в голосе вспомнила Татьяна…

— Правильно, затем я пытался найти свободу в самом человеке, изучая психологию. Затем я понял, что свободу человеку обеспечивает финансовое благополучие и материальные блага. А это в свою очередь зависит от политической и экономической стабильности в государстве. Но, а поскольку государство само по себе существовать не может, а находится во взаимодействии с другими странами, то отсюда и проистекает такое понятие как мировой порядок.

— А при чем тогда здесь экуменизм.

— Экуменизм, исходя из того, что на самом деле происходило в Европейских государствах, являет собой одну из составляющих современного подхода к решению проблем континентальной политики, когда от вынесения абсолютных суждений отрекаются в пользу практичности и этого самого вышеуказанного экуменизма.

— То есть, для того чтобы достичь какого-то консенсуса?

— Для баланса в политике.

— А сточки зрения духовной, что ты можешь сказать об экуменизме? – внимательно вглядываясь в глаза Павлу, задала вопрос Инга.

— Да ведь я тоже много думал о том, что это выход для решения проблем войны и мира. Как ты говорила, «Блаженны миротворцы, яко ти сынови Божиими нарекутся». Да только понял то, что вопросы духовной сферы – это суть тонкая материя. И честно говоря, Инга, мне так бы хотелось встретить хоть одного истинного верующего человека. Верующего не ради чего-то или кого-то, а верующего своим внутренним содержанием. Смысл жизни которого, действительно в Боге. В поиске чистой истины и правды.

Но это — крик души.

— Или же лирическое отступление…., — тихо произнесла Татьяна. И произнесла это как-то глубоко и понимающе, уже без той иронии и сарказма, с которыми она общалась с Павлом с самого первого момента их встречи спустя столько лет.

— А как ты узнаешь, что человек истинно верующий. Чем это может быть доказуемо? Чудесами?

Татьяна посмотрела на них и ответила:

— Жизнью своею.

Инга молча, слушала их размышления. И пока Павел и Татьяна приумолкли на некоторое время, задумавшись об истинной вере, Инга наконец-то поняла как объяснить значение «экуменизм».

— Экуменизм – это диалог между различными христианскими религиями. Синкретизм – это диалог между различными религиями, направленный на слияние всех мировых религий. Основа для христианского экуменизма – это вера в то, что нет единой видимой Церкви Христовой, что она еще только формируется.

Существует несколько путей для объединения религий. Первый путь – объединение посредством приведения к общему знаменателю. То есть какой-то всеобщей нравственно-религиозной платформе. И в ней будет максимум безверия.

Второй путь – подгонка всех религий под некий идеал мировой религии, имеющей собою истоком умозаключение какой-либо харизматической личности.

Первый путь может привести к заключению какого-либо проекта, который будет в себе нести минимум христианства. А значит и минимум духовности.

Именно отвержение Церкви, наследия Христа — подвергает душу, поддавшуюся ее влиянию, определенным духовным воздействиям.

Но говорить о духовных воздействиях на человека не просто. Для этого надо разбираться в таком понятии как «дух». И быть готовым к серьезности принятия такого понятия как богослужение. Потому что существует некая грань, за которой различие в таком понятии как богослужение, начинает влиять на онтологию человеческой жизни. Это означает, что изменяется влияние на способ контактов человека с духовным миром. И как со светлым, так и с темным.